Вера без дел мертва (Иак. 2.17)

О людяхЧеловек наизнанку

Иеромонах Феодорит (Сеньчуков): “Среди врачей атеистов мало”

Сегодня медики всего мира на пределе моральных и физических сил борются за жизни пострадавших от короновируса. Но не только заразившиеся COVID-19 являются их пациентами, - ведь то, что по телевизору не говорят об инсультах и инфарктах, онкологии и других серьезных заболеваниях, которые могут привести к летальному исходу, все это не означает, что их стало меньше. Скорее наоборот, поскольку нервозность и неизвестность текущей ситуации только увеличивают их число. И в первую очередь к больным приезжают врачи и фельдшеры Скорой помощи.

Профессия врача, по большому счету, не предполагает эмоционального участия в судьбе каждого пациента: так в профессии долго не протянешь. Однако, вызывая «скорую», люди надеются на чудо. Но: «Мы не спасаем, спасает Господь, мы лечим, – говорит врач-реаниматолог иеродмонах Феодорит (Сеньчуков). – Для этого у нас есть аппаратура и необходимые навыки».

Отец Феодорит – человек известный. О нем написано немало статей, у него нередко берут интервью. И не потому, что он любит быть на виду и проповедовать свои религиозные убеждения, а потому, что видит в своих выступлениях возможность привлекать внимание к проблемам медицины. Отец Феодорит работает с благотворительными организациями и организует помощь больным, которым требуется пересадка легких.

Также, у него есть странички в социальных сетях, откуда, к слову, можно узнать, что батюшка – поклонник Высоцкого и «Нирваны», что он автор сборника «Поп на мерсе», где описывает курьезные случаи, которые произошли с ним и его коллегами-медиками. Здесь же он рассказывает о своих путешествиях: «У меня проблемная работа. И живу я в миру, где на людей сваливается много информации, далеко не всегда позитивной. Поэтому в какой-то момент хочется просто отключиться. Я предпочитаю уезжать туда, где тепло, например, погреться на солнышке».

Особенно отец Феодорит любит делиться простыми кулинарными рецептами. 20 лет назад он остался без своей любимой жены Юлии. У него на руках остались две дочери. Старшей Марии (сегодня – монахиня Елисавета, пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии, проректор Якутской духовной семинарии по научной работе) и младшей Дарье (сегодня – выпускница Академии имени Гнесиных по специальности “хормейстер” и участница рок-проекта “Фелида”) было 17 и 5 лет соответственно.  «Я должен был стать дочкам именно отцом, дать им возможность нормально жить, не позволять ни им себя жалеть, ни другим их жалеть, – рассказывает отец Феодорит. – Например, Даша пошла, как мы с женой и планировали, в школу в шесть лет, хотя многие уговаривали подержать ее годик дома, не нагружать». И готовить вкусно и просто он научился тогда же. Юлия хорошо готовила, семья Сеньчуковых часто принимала много гостей, поэтому Сергей Сеньчуков видел одной из главных задач сохранение семейных традиций, среди которых – домашняя кулинария.

Будущий отец Феодорит окончил РГМУ им. Н. И. Пирогова, студентом подрабатывал санитаром в бригаде по перевозке умерших, потом работал фельдшером, стал врачом. Трудился в реанимации детской, неврологической, инфекционной. Более 35 лет он на первой подстанции московской скорой и неотложной помощи, врач реаниматолог-анестезиолог высшей категории. Занимается помощью пациентам с проблемами трансплантации легких. 

«В детстве я много чем интересовался, – рассказывает отец Феодорит. – Вера заинтересовала меня где-то в средней школе, но не как религия, наверное… Дело в том, что дома у нас была Библия. Мне было интересно ее прочесть. Потом, мама общалась с архитекторами, а у них были иконы, эскизы и фото храмов и т.д. Это тоже меня заинтересовало… Я чувствовал себя верующим, но осознание этого пришло намного позже: крестился я только в 24».

Монахом Сергей Сеньчуков стал 11 лет назад. В 45 лет Сергей Сеньчуков принял постриг и стал иеродиаконом, а затем и иеромонахом Феодоритом. Он смог выстоять без любимой женщины, смог вырастить двух замечательных дочерей. «Мое представление о настоящем монашестве – это, в первую очередь, молитвенный подвиг, то есть монах должен молиться», – говорит отец Феодорит. Однако, когда в 2008 году его рукополагали в диаконский сан, младшей дочке Даше было всего 13 лет. Поэтому отца Феодорита отправили на приход, где он мог совмещать служение и профессиональную деятельность. Даша выросла, но правящий архиерей благословил продолжать работать, сказав, что он еще нужен… «Наверное, когда я стану ни на что ни годным в профессиональном плане, приду в монастырь, попрошу келью и буду только служить», – рассуждает отец Феодорит.

Редакция задалась вопросом – не противоречат ли друг другу две “ипостаси” священника-реаниматолога? Ведь как священник отец Феодорит призывает полностью положиться на волю Бога, довериться Ему и принять то, что Он посылает. А как врач – бесцеремонно вмешивается в процесс ухода человека из жизни. На это у священника есть ответ: “Работа врача – и это и есть проявление воли Божией. Врач – от Бога (Сир.38, 1-14). Если Бог не захочет, то человек с врачом и не встретится. А раз встречается – значит, на то воля Божия и есть. А смирение заключается не в том, чтоб не лечиться а как раз наоборот – чтобы лечиться. Кротко принимая назначенное лечение (естественно, с трезвением ума – консультация у другого специалиста или выбор другого метода непротивлением не будет)”.

Сегодня отец Феодорит служит в Высоко-Петровском московском монастыре (здесь же он читает лекции на православных курсах для взрослых) и продолжает работать на подстанции Скорой помощи. В одном из интервью он сказал: «Врач – инструмент в руках Божьих. Я раз 20 менял место работы, почти 40 лет в медицине. И ни от одного врача не слышал, что Бога нет. Атеистов в нашей среде мало. Да и как быть неверующим, если работаешь с человеческим организмом? Тебе кажется, что ты про него всё знаешь, вдруг – раз, и получается наоборот». (АиФ, №43, 24.10.2018). И добавляет: “Среди множества врачей, конечно могут встретиться и атеисты. Но чаще – врачи, утверждающие, что они в Бога не верят, в реальности верят в наличие каких-то потусторонних сил, загробную жизнь души и т.д. Стандартный реанимационный фольклор – как души приходят в реанимацию”.

Материал подготовила Светлана Александрова. Благодарим за помощь в подготовке материала радио “Вера” и лично Алексея Пичугина и Аллу Митрофанову за интересные беседы в программе “Светлый вечер”. Фото – фейсбук иеромонаха Феодорита (Сеньчукова). За фото с котом отдельное спасибо Анне Гальпериной.

15.04.2020